В развитых промышленных странах (США, Германия, Япония), формирование промышленного маркетинга шло по пути усложнения самого производства и обострения конкуренции.
В 1950–60-е годы мировой промышленный бум, послевоенная реконструкция и нарастающая глобализация породили спрос на совершенно новые услуги: сервисное обслуживание, постгарантийную поддержку, кастомизацию под клиента, обучение персонала, сбор и анализ эксплуатационных данных. Появились первые корпоративные отделы маркетинга “для индустрии”, которые начали вести коммуникацию не только с закупщиком, но и с инженерами, сервисом, логистикой.
В 1970–80-х промышленный маркетинг оброс научными школами: западные консалтинговые агентства McKinsey, Boston Consulting Group, Accenture предлагали компаниям экспортировать новые стандарты ведения долгих сделок, внедряли инновации “под ключ”, а не только “продать оборудование и забыть”.
Научные центры при университетах, такие как Kellogg School of Management (США), ETH Zurich (Швейцария), RWTH Aachen (Германия), стали готовить промышленных маркетологов и аналитиков, возникли отраслевые журналы (“Industrial Marketing Management”, “Business Marketing Science”).
На этом фундаменте выросли профессиональные сообщества: Американская ассоциация промышленного маркетинга (BMA, ныне часть ANA), Европейский совет по промышленному маркетингу (EMEC), японские и корейские аналоги.
В 1990–2000-х промышленный маркетинг стал драйвером перехода к цифровизации. Под влиянием IoT, Big Data и предиктивных аналитик меняются процессы: менеджеры по маркетингу теперь не только создают “презентации”, а отвечают за расчёт эффективности внедрения (TCO, ROI), проводят совместные проектные сессии с клиентом, участвуют в подготовке тендеров и согласовании новых стандартов сервисного обслуживания, вплоть до проектирования бизнес-процессов с обеих сторон.