Сформулировано это обещание, как правило, в виде утверждения, которое отвечает на вопрос, каким образом продукт компании удовлетворит потребности клиента, снимет боли и даст выгоду, а также сообщает, чем продукт компании лучше продуктов конкурентов.
Ценностное предложение определяет внешнюю упаковку (сайт и другие маркетинговые материалы) и коммуникации (рекламу, PR, продажи и пр.).
Характеристики хорошего ценностного предложения Важно, что ценностное предложение — это не просто описание вашего товара или услуги. Ценностное предложение объясняет, каким образом ваш продукт решает проблемы потребителя, причем желательно делает это лучше конкурентов и отличным от них способом.
Таким образом, ценностное предложение — это утверждение, которое дает потребителю возможность четко понять: - Что вы делаете.
- Как это удовлетворит его потребности.
- Чем вы лучше конкурентов.
Хорошее ценностное предложение всегда сформулировано четко и понятно. Если вы простыми словами не можете его объяснить друзьям или родителям, считайте, что ценностного предложения у вас нет.
Это не должен быть набор ничего не значащих, но при этом умно звучащих фраз вроде «Лучшее решение для повышения эффективности процессов отношений с клиентами с целью роста LTV».
Что не является ценностным предложением - Не слоган. Это — не ценностное предложение:
«МТС. Ты знаешь, что можешь!» - Не позиционирование. Это — не ценностное предложение:
«Точка. Банк для предпринимателей»
Слоган (и другие элементы маркетинговых коммуникаций) отражает ценностное предложение, следует из него, но это разные вещи.
Разница между ценностным предложением и позиционированием — сложный вопрос, и эксперты по маркетингу придерживаются тут разных мнений, но мы считаем, что это разные маркетинговые концепции примерно об одном и том же. Это два взгляда на одну и ту же конструкцию с разных сторон, но обе определяют что вы делаете и для кого, почему клиент выбирает вас и чем вы отличаетесь от конкурентов.
Споры о том, что первично — ценностное предложение или позиционирование — оставим теоретикам и академикам, а сами будем использовать нужные нам инструменты, как это наиболее применимо и эффективно в конкретной ситуации.
Форматы ценностного предложения Не существует какого-то общего правила, как должно выглядеть ценностное предложение — тут много подходов и форматов.
Мы выделяем два основных формата, которые используем в своей работе:
- Заголовок, короткий абзац текста и несколько тезисов с ключевыми выгодами для потребителя.
- Модель шаблона ценностных предложений Александра Остервальдера.
Повторюсь, вне зависимости от формата, используете ли вы один из приведенных выше или какой-то свой, ценностное предложение должно отвечать на вопросы:
- Что и для кого вы делаете.
- Как это удовлетворяет потребности клиента.
- Чем вы лучше конкурентов.
А теперь давайте посмотрим на примеры:
Примечание. Экраны сайтов компаний только с целью иллюстрации. На самом деле свое ценностное предложение компании коммуницируют через множество каналов и сообщений, но я намеренно упрощаю ситуацию, чтобы наиболее наглядно показать примеры. Особенно это касается крупных компаний, для которых сайт — один из множества коммуникационных инструментов. Фактически в примерах я анализирую коммуникации, а не само ценностное предложение, но для примера будем считать, что компании ниже потрудились отразить на своих сайтах обещание ценности потребителю. «Большая тройка» сотовых операторов